Термины

Материал из Наши Предки
Версия от 15:25, 25 декабря 2021; Administrator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Атаман Атаман русских пограничников 17 века

Бобыль

Беломестные казаки 17 века.

Возжи русских пограничников 17 века

восприемник, [1]

Вотчинник

Голова

Голова казачий

Гость (гости)

Губной староста

Дворяне 17 века

Деловые люди

Дети боярские

Дьяк

Ездок русских пограничников 17 века

Жилец

Жребий

Задворные люди

Захребетник

Комиссар

Конюший

Ландмилиция

Нарядчик

Новик

Ногайская сторона Дона

[2]

Осадная голова

Половинщик

Починок

Пустошь

Пятина

Ржавец - болотный родник.

Рейтар

Своеземцы

Своячница

Селище

Служивые люди городовой службы

Стольник

Стряпчий

товарищ

Черный поп

чети


И. Н. Шарухо ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕЛЬСКОГО РАССЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ


Буда - в современном белорусском языке " буда" - "шалаш" (буда, будан; небольшое сооружение - будка, например, русскому "конура" соответствует белорусское "будка"), "временное поселение". Термин "Буда" на шведском, в ряде финно-угорских языков, в старобелорусском обозначает небольшую лесную хозяйственную постройку (Геродот упоминает народ будины, у которых голубые глаза и светлые волосы). Встречаются и гидронимы с основой Буда. В. Жучкевич указывает на то, что "в ХІV-ХVІІІ вв. будами называли отдаленные лесные строения, в которых жили будники, выжигавшие поташ, производящие деготь, смолу, древесный уголь... В дальнейшем же Буды возникали при дорожном строительстве у карьеров, у железнодорожных служб (будки)". Необходимо заметить, что все "буды" образовывались в лесных массивах, в пущах, в горных, пойменных лесах от Урала до Венгрии (г. Будеёвице, Чехия; г.Буда - часть г.Будапешта; г. Буданов, Тернопольской области на р. Серет, и др.). Термин "буда" был настолько популярен,что дал начало фамилиям Будник (встречается широко в Беларуси, распространен в Закарпатье, например, в Черновицкой области, в России), Подбудский, Буданский, Буданов, этнической группе белорусов - будаков.


Весь, вёска - Общеславянским типом поселения является вёска (весь, весея, вёска, уёска) - поселение, маленькая весь, т.е. поселение одного "блата", одного клана (согласно шотландской терминологии), одной семьи более или менее близких родственников. По- добные названия (аппелятивы и собственные) встречаются и на территории Польши (Старая Весь, Новая Весь). Новые вёски образовывались путем отмежевания (отделения) отдельных дворищ в итоге семейных разделов от уже существующих поселений, а, позже, также и за счет дворов служилых людей. В дореволюционной Беларуси "вёска" отличалась от села не только тем, что в ней не было церковного прихода одной из традиционных конфессий, но и размером (20-30 дворов), преобладающей скученной планировкой ( в меньшей степени - уличная планировка), когда избы-хаты располагались отдельными группами, специализацией населения сугубо на лесных промыслах и в сельскохозяйственном. В русском языке термину "вёска" соответствует термин "деревня".


Двор - это также достаточно старый тип поселения. Название этого типа закреплено в наименованиях современных сельских поселений. Названия типа Старый Двор, Новый Двор, Дворище распространены по всей территории страны - всего около 50, но больше всего таких названий в Витебской области (например, только в Полоцком районе - Двор Меницкого, Двор Гомель, Белый Двор, Дворец, Двор Солоневичи, Двор Хоттевичи, Двор Вороничи, Двор Вороновщина, Двор Залесье, Двортица, Двор Горбацевичи, Подворки, Старый Двор, Новый Двор, Новодворки и др.) и в Западной Беларуси. В большинстве случаев тип "двор" перешел в типы "хутор" и "деревня". В некоторых случаях "дворы" сохранялись вплоть до 1990-х гг. и были связаны, как правило, с обслуживанием дорог: дома дорожных мастеров у шоссе, будки и дома железнодорожной охраны дистанций пути, на охраняемых переездах, с охраной и уходом за лесами - дома (сторожки) лесников и т.д.


Завод - (с несельскохозяйственным населением). В основном этот тип был распространен в Центральной России, на Урале и Зауралье. Поселения возникали при крупных мануфактурах (заводах). В ХХ веке при возникновении поселений при заводах их стали называть поселками: Поселок Торфозавода, Поселок Цементного завода, Поселок Пячковского льнозавода, Поселок Чаусского кирпичного завода, Поселок кирпичного завода "Бразгучка" и т.д. Часто с этим типом поселений ошибочно связывают названия Завод-Вировая, Заводская Слобода и др. Но названия такого звучания не обязательно связаны с промышленными предприятиями; их названия произошли от термина "заводь" (залив, затон).


Застенки - при проведении земельной реформы "Устав на волоки" 1557 г., в связи с изменением системы повинностей ( переход к повинностям с поселений) разбросанные земельные угодья объединялись и делились затем на три поля: озимое, яровое, пар, которые имели определенные границы - "стенки". Отсюда все земли поселения, лежащие за пределами этих стен, назывались застенками. Застенки были почти в каждом селе. Эти мелкие пахотные и сенокосные отрезки сдавались иногда крестьянам в аренду. Обычно застенковые земли отдавали мелкой шляхте, которая и селилась одним или несколькими дворами. В центре среднего поля определялось место под застройку, куда и свозились разбросанные дворища. За "стенкой" (границей) строились поселения - однодворки (реже многодворки): застенки, авульки, околицы.


Казарма - как например, Казарма Шлюбовщина (Полоцкий район). Представляет собой определенную группу отдельных дворов. Это необязательно воинская казарма. Население такого поселения занималось обслуживанием тракта, шоссе, железной дороги.


Колония - представлявший собой систему хуторов национальных меньшинств (немцев, латышей, чехов, эстонцев, литовцев и др., которые приобрели по сравнительно невысокой цене земли на территории белорусских губерний): Колония Белинок, Колония Ровино ( оба в Дрогичинском районе, в 1964 г. переименованы соответственно в дд. Малиновка и Сиреневка), Латколония (Быховский район; латышская колония) и др.


Корчма - это также тип небольшого поселения, сложившегося вокруг "росстаней" (перекрестков транспортных путей) с питейным заведением - корчмой. К началу ХХ века этот тип поселений исчез, трансформировавшись в хутор или поселок. Тип поселения остался только в названиях Старая Корчма, Корчмище, Новая Корчма, Корчма.


Маёнтак - имение, целый комплекс жилых и вспомогательных построек своеобразной архитектуры - иногда больших размеров (дворцы) с верандами, каминами, флигелями, колоннами, с отдельно стоящими беседками (альтанками) над водоемами (часто над прудами), с площадками для увеселения и отдыха (качели - арэлі), были окружены садом, парком, лесопарком, имели богатые библиотеки, архивы. Перед усадебным домом (дворцом) обязательно были газоны (английский, французский, мавританский стиль), газоны - "улитки", солнечные часы, множество лавочек, аркадных мостиков, въездные ворота - брамы.


Околица - как тип поселения имел более узкое распространение и представлял собой сравнительно небольшой населенный пункт весьма разнообразной планировки, нечто похожее на комплекс из 10-20 фольварков. С течением времени, по мере роста населения и парцелляции усадеб, околицы превращались в села. В настоящее время термин "околица" воспринимается как край поселения и часто называется Кут, Угол, что не соответствует первоначальному значению.


Погост - это наиболее старый тип (возник не позднее Х-ХІ вв.) белорусских, и вообще восточнославянских, поселений. Погост- это поселение по принципу территориальности, а не родственной связи (как первоначально "вёска"). Изначально погосты являлись территориальными единицами по сбору податей, т.е. центрами волостей (погост - центр единицы АТД; в то же время и сама единица - волость, округ). Признаком погоста являлись наличие феодального имения, церкви, постоялого двора, корчмы (при погостских церквях, понятное дело, появлялись и со временем разрастались кладбища; отсюда произошел перенос названия "погост" на обозначение кладбища -"цвінтара"/"клода", "клодаўя"). На основе данного типа поселения сложился погостный план застройки с центральным местом общественных и культовых построек и радиальным размещением улиц-концов. В ХVІ в. в ходе проведения земельной реформы "Устава на волоки" изменилась система повинностей, была приведена в норму планировка, упорядочено размещение сельских поселений. К концу ХVІІІ в. погост как тип поселения изжил себя.


Поселок - новый тип несельскохозяйственного сельского поселения, поселение в сельской местности "при торфо- предприятии, кирпичном заводе, рыбхозе, железнодорожной станции, лесоучастке, санатории или доме отдыха и др. Поселками называются также усадьбы совхозов и колхозов, населенные пункты, которые возникают при крупных животноводческих комплексах, птицефабриках на совершенно новых местах или вблизи существующих старых деревень". Поселки образованы: 1) путем отделения от уже существующих деревень (болей частью); 2) на месте хутора (нескольких хуторов); 3) как совершенно новое поселение. Поселок как родовое понятие вобрал в себя такие типы (виды) поселений как ферма, завод, лесная сторожка, дом путевого обходчика, МТС, РТС, железнодорожная станция. К типу "поселок" в Беларуси относится 7,5% от общего числа всех сельских поселений (в 1990-е гг. 1970 поселков).


Село - Это наиболее древнейший и распространенный в историческое время тип поселения, как у восточных (украинцы, русские), западных (поляки), так и южных славян (болгары). Название этого типа поселения, упоминаемого в летописях с ХІІ в., появляется в связи с развитием поселений на землях светских и церковных феодалов (княжеские, боярские, церковные села).


Слобода - Земледельческие слободы в ХVІ-ХVІІ вв. возникали на землях феодалов с целью привлечения новых переселенцев. Переселенцы частично или на некоторое время (2-12 лет освобождались от податей. Часто слободы были предместьями средневековых городов и были населены ремесленниками и торговцами. В последующие столетия слободы превратились в села и деревни с сохранением названия в качестве топонима: Костричская Слобода, Красная Слобода, Слободка и т.д.. В Пинском и Брестском Полесье встречается название вулька - в том же значении (вулька от " вуля"- польск. " воля", "свобода") или в значении отдельная улица.


Ф(Хв)ольварок - (польск. Folwark, от немецк. Vorwerk - "хутор"). Сначала это был "двор феодала с комплексом зданий и угодий" [10, c. 696], небольшие имения, в которых производили хлеб на продажу, позже название поселения закрепилось вообще за всеми мелкими имениями (в основном шляхты). Фольварки имели один или несколько жилых домов с хозяйственными постройками, принадлежали зажиточным крестьянам, кулакам, шляхтичам, иногда мелкопоместным дворянам, зажиточной интеллигенции (в качестве дачи). Они устраивались рядом с водоемом, лесом, имели усадебный дом и, как правило, парк или сад, площадку с клумбой, хозяйственный двор. Фольварки были широко распространены на территории Польши и в границах бывшего Великого княжества Литовского (Украина, Беларусь, Литва). Название типа поселения сохранилось в названиях ряда сельских поселений: Фольварок, Старый Фольварок, Фольварк. Как тип поселения фольварки ликвидированы в 1917-1920-х гг.


Хутора - появляются в ХІХ - начале ХХ вв., после отмены крепостного права (1861 г., в Беларуси стали постепенно освобождать в основном в 1862-1863 гг.), в связи с развитием рынка. Наибольшее развитие они приобрели при проведении столыпинской реформы (1906-1917 гг.), в Западной Беларуси - при проведении польским правительством политики парцелляции и комоссации (1921-1939 гг.; польскими властями расселено на хутора около 70% сельских хозяйств, что дало более 250 тыс. хуторов. Традиционный белорусский хутор - это обычный отдельно стоящий крестьянский двор с хозяйственными постройками и садом (этим он отличался от украинского, больше похожего на фольварок), в некоторых случаях некоторые хуторяне имели рядом с усадьбой небольшой лесной массив, рощу. Иногда хутор мог давать начало новому поселению - по мере дробления семей появлялись новые постройки; изредка один комплекс построек использовался вначале двумя семьями, и только впоследствии происходило отделение нового хозяйства. В тех случаях, когда выселение на хутора принимало массовый характер, и в новом месте появлялся целый комплекс построек, без единой плотной застройки, образовывался новый тип поселения - выселок. Сельские хутора преобладали в качестве типа поселений в соседних Латвии и Летувы и в латышско-белорусских и летувиско-белорусских этноконтактных зонах. Хуторская система расселения ликвидирована в восточной части республики в конце 1920-х - начале 1930-х гг., в западной - к концу 1960-х гг. (до этого - 150 тыс.). Но отдельные хутора просуществовали до распада СССР. Кроме этого, до 1989 г. около 1000 поселений с числом жителей до 5 человек в каждом, фактически - хутора, официально относились к деревням и поселкам.